Про що йдеться! Про комплексну систему проектування середовища малих архітектурних форм: кіосків, дашків, рекламоносіїв, стендів, таксофонів, смітників, зупинок комунального транспорту, елементів благоустрою і озеленення, створюючих гармонійний ряд аранжування основних об'єктів архітектурного середовища - житлових і громадських будинків, на фоні яких вони сприймаються.
историческая справка
Первая железнодорожная ветка в Восточной Галиции -Перемышль-Львов (была построена в 1858-1861 г.г. Через Перемышль Львов получил ж/дорожное сообщение с Краковом и Веной-столицей Австро-Венгрии.
В этом же 1861 году был открыт львовский Головной вокзал на том же самом месте ,где стоит современный,построенный в начале ХХвека. Этот первый вокзал,созданный в неороманском стиле характеризовался тогдашней прессой, как один из лучших в Европе.
В будушем он должен был принимать поезда 4 направлений,которые вскоре появились в результате бурного железнодорожного строительства.
В 1869-1870г.г.была построена ж/жорога Красне-Золочев-Тернополь-Подволочиск ,которую в 1871 году продолжили до станции Волочиск на территории Российской державы. Таким образом Галиция получила ж/дорожное сообще-ние с российской Южно-западной дорогой с городами Киевом и Москвой.
Строительство ж/дорог не останавливается до конца Х1Хвека продолжалось в начале ХХв. и даже в годы первой мировой войны. В начале ХХв. Львов принимал поезда семи ж/дорожных линий,на его вокзал прибывало 76 пассажирских и 80 товарных поездов а в военное время 186 поездов.
В связи с этим возникла необходимость создания нового значительно большего вокзала,который был построен в 1901-1904 г.г.(открытие произошло 28 марта). Всеми работами руководил энергичный директор Львовской железной дороги Людвиг Вербицкий. Автором проекта главного фасада был профессор Львовской промышленной школы архитектор Владислав Садловский. Скульптурное оформление главного портала исполнили известные львовские скульпторы Петр Войтович и Антон Попель.
Местность в районе строительства была болотистой.поэтому грунт под зд-нием вокзала укрепили ж/бетонными сваями. Длина нового здания 157 м. Состоит он из пяти частей :трех высоких ризалитов ,украшеных тосканскими колоннами и завершенных высокими башенками с фонарями и двух низких корпусов между этими ризалитами.В архитектуре вокзала соединены характерные черты двух стилей: неокласицизма и сецессии. Основные строительные работы выполнила львовская строительная фирма профессора Ивана Левинского.
Пероны вокзала перекрыты цилиндрическими сооружениями из ажурного металлического каркаса и стекла. Создание этого перекрытия (дебаркадера)-значительное достижение промышленного строительства в Восточной Галиции.Эту работу пректировало и выполнило краковское предприятие Эдмунда Залевского.
От здания вокзала к поездам вели семь тунелей, как почти во всех больших на то время европейских вокзалах. Строительство вокзального комплекса стоило 12 млн. крон. Его площадь 270 га.
Во время второй мировой войны вокзал получил большие повреждения. В 1952г. началось его обновление и реконструкция. Над двумя одноэтажными корпусами между ризалитами надстроили второй этаж, изменилось первоначальное оформление интерьеров ”.
В 1997г. по инициативе руководства Львовской железной дороги началась подготовка здания вокзала к столетию со дня его строительства. В программу реконструкции были включены почти все помещения здания а также дебарка-дер.
За почти полувековой период со дня реконструкции здание значительно обветшало. Обновлению частично были подвержены несущие конструкции кровли и стен, столярные изделия, инженерные коммуникации и внутреннее убранство помещений. Исчезла политическая символика с рельефов стен, колонн и потолка. Интерьерам центральных залов с учетом новых функциональных требований возвращается их первоначальный вид, который был им зарактерен до 1939г.
По архивным материалам восстановлен витраж портала главного входа. В дополнение к нему запроектирован 10-ти метровый светопрозрачный козырек-навес. Проектом предусмотрена реконструкция части прилежащей к главному фасаду территории провокзальной площади. Пришедшую в негодность бетонную баллюстраду перед главным фасадом заменит диванная стенка ограждения из полированного гранита, которая системой полузакрытых пространств формирует группы для ожидания и отдыха. В геометрических центрах полукругов диванной стенки, предусмотрена высадка краснолистных каштанов, выстриженных по форме шара. Колористическая гамма фасадов здания будет оновлена с включением более контрастных, чем в сушествующей гамме оттенков, подчеркивающих тектонику деталей фасада.
Проектом реконструкции прилежащей к зданию части привокзальной площади предусмотрен упорядоченный подъезд автомобилей к главному входу с реорганизацией существующих автостоянок и ликвидацией прибордюрных бетонных цветников, преграждающих свободный подход пассажиров к зданию вокзала.
В концепции реконструкции помещений вокзала большое внимание уделено обновлению интерьеров центрального кассового зала, зала ожидания при-городных поездов, воинского зала, платного зала ожидания, кассового зала для лиц выезжающих за рубеж. Коренной реконструкции подверглись помещения ресторана и гостиницы для транзитных пассажиров.
Замене подлежат все торговые киоски вокзала. Архитектура существующих киосков дисгармонично контрастирует с архитектурой исторических интерье-ров.
Особое внимание проектом уделено информационному обеспечению помещений вокзала. Технология обеспечения информацией пассажиров предусматривает наличие многочисленных инструкций, приказов, постановле-ний, которые в интересах пользователей должны оперативно доводиться к их сведению. Существующая система визуального информирования пассажиров посредством стендов-информаторов, размещенных на стенах залов вокзала практически лишает возможности воспринимать архитектуру интерьеров как единое целое.
Проектом разработана рекламно-информационная установка, выводящая всю необходимую оперативную информацию на систему мониторов, подвешенных в центре кассового зала к специальной пространственной ферме, собирающейся в системе “ JOKER “.